marinalifshits (marinalifshits) wrote,
marinalifshits
marinalifshits

О госпрограмме по национальному единству

Публикую текст, который я написала для Ивана Старикова по его просьбе и отослала ему в ноябре. Куски этого текста вошли потом в материал, подписанный 3 фамилиями (Стариков, Шабалин, Лифшиц), который Стариков передал министру регионального развития Игорю Слюняеву в конце ноября.
Лифшиц М.Л.
К ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"
Указанные в разделе II задачи Программы, а также перечисленные в Приложении 4 запланированные мероприятия не вполне соответствуют тем реальным проблемам, которые сегодня препятствуют укреплению единства российской нации. Большинство из этих проблем обозначены в разделе I, но некоторым не уделено должного внимания, или они недостаточно четко сформулированы. Фактически указанные задачи – это всего лишь разбитое на 2 части название Программы. Задачи же по своему смыслу должны соответствовать сформулированным проблемам.
Ряд проблем нуждаются в научно-методической проработке, а для их решения необходимо законодательное обеспечение.
Все проблемы, препятствующие укреплению единства российской нации, можно разделить на 3 основных блока:
1) неравномерность социально-экономического развития регионов и связанная с этим проблема справедливости бюджетно-налоговой системы в части различных государственных трансфертов и федеральной помощи регионам;
2) проблема межличностных и межэтнических взаимоотношений между коренными народами Российской Федерации, включая положение русскоязычного населения в национальных республиках и отношение к представителям северокавказских народов на остальной территории страны;
3) проблемы, связанные с внешней миграцией (нелегальная миграция, социальная и культурная интеграция и адаптация внешних трудовых мигрантов, антимигрантские настроения в обществе).

Рассмотрим теперь, что можно сделать для решения некоторых отдельных проблем в рамках выделенных блоков.
К блоку 1.
1. Один из наиболее распространенных лозунгов националистически настроенной части оппозиции – «Хватит кормить Кавказ!» (вариант: «Хватит кормить Москву!»).
Как можно решить эту проблему? Прежде всего, нужно понимание, что такое справедливая и эффективная бюджетно-налоговая система в части межрегионального распределения бюджетных средств. Нужна научная разработка соответствующих критериев и показателей.
Подходы к вторичному распределению доходов могут быть различными, от эгалитарного до либертаристского (различаются степенью выравнивания доходов в результате бюджетно-налоговой политики). Однако при любом подходе принцип справедливости требует, чтобы ранг региона по уровню благосостояния населения до и после вторичного распределения оставался неизменным (с учетом стоимости жизни в регионах). То есть не должно быть так, чтобы тот, кто работает больше и эффективнее оказывался в итоге беднее того, кто работает меньше и менее эффективно. Насколько можно судить по имеющимся статистическим данным, сегодня этот принцип не соблюдается. Так, в Томской области в 2010 г. отношение к прожиточному минимуму подушевого ВРП было в 2,03 раза больше, чем в Дагестане, а денежных доходов населения – уже в 1,402 раза меньше, чем в Дагестане. Для более адекватной оценки надо учитывать также частные денежные трансферты между регионами. Поэтому необходимо проведение глубокого научного исследования проблемы.
В идеале было бы неплохо, чтобы пенсионный возраст в регионе был связан со средней продолжительностью жизни в данном регионе.
2. Для снижения социально-экономического неравенства между регионами необходимо отказаться от федеральных минимальных социальных гарантий и полностью перейти на систему региональных минимальных социальных гарантий, которые будут пропорциональны прожиточному минимуму в регионах, а на федеральном уровне лишь устанавливать, какую долю от прожиточного минимума должна составлять та или иная выплата. Очевидно, например, что минимальный размер оплаты труда никак не может быть меньше, чем прожиточный минимум в конкретном регионе и чем пособие по уходу за ребенком. Аналогичным образом надо скорректировать размеры и других социальных выплат (например, материнский капитал). Сегодня население регионов с высокой стоимостью жизни, связанной с климатическими условиями (например, некоторые регионы европейского севера, Сибири и Дальнего) находятся в явно невыгодном положении.
Возможно, надо сделать и следующий шаг в этом направлении, а именно: создать региональные внебюджетные социальные фонды: пенсионные и социального страхования, которые подчинялись бы соответствующим федеральным фондам, но были бы при этом подконтрольны населению регионов. В этом случае при переезде в другой регион человек должен иметь право на получение пенсии из пенсионного фонда того региона, в котором он трудился.
К блоку 2.
1. Нередко преступления, которые имеют в подоплеке неприязнь к человеку иного этнического происхождения, не классифицируются соответствующим образом (но лишь как хулиганство или преступления на бытовой почве). В результате межэтническая напряженность лишь нарастает.
Для решения этой проблемы следует к перечню обстоятельств, отягчающих ответственность лица, совершившего преступление, надо добавить «различие этнического происхождения (национальности) между преступником и потерпевшим». Независимо от того, знал ли об этом преступник.
2. Необходимо проведение научного исследования, которое дало бы научно обоснованную оценку экономической роли внутренней и внешней миграции для роста благосостояния населения регионов.
К блоку 3.
1. Следует ввести в законодательство (ФЗ «О правовом положении иностранных граждан») понятия «нелегальный мигрант (незаконно находящийся на территории страны)», «нелегальная трудовая деятельность иностранного гражданина (т.е. труд без заключения трудового договора или без приобретения патента)». В этом случае станет возможным распространение на иностранных граждан статьи 16 КЗОТ РФ, которая гласит: "Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен". Тогда возникнут юридические основания для того, чтобы иностранный гражданин имел возможность взыскать с работодателя невыплаченную з/п при отсутствии трудового договора, и нелегальное использование труда иностранных граждан станет невыгодным для работодателей.
Сегодня большинство тех, кого обычно называют «нелегальные мигранты», в действительности занимаются нелегальной трудовой деятельностью в разрешенных законом сферах. У России в разы меньше потенциал иммиграции, чем у развитых стран, а масштабы предстоящей убыли собственных трудовых ресурсов гораздо больше. Сегодня у населения преобладает мнение, что наплыв мигрантов в Россию будет увеличиваться, если не предпринять решительные меры. Многие думают, что потенциал миграции из Средней Азии – это бездонная бочка. Однако это опасное заблуждение. Поэтому мы не можем себе позволить наказывать людей за ТРУД. Ведь большинство нелегалов поступают так потому, что у них нет возможности делать это легально из-за ограничений, устанавливаемых государством.
С другой стороны, нельзя не согласиться, что нелегальный труд бесправных мигрантов вредит России. Но сегодня в миграционном законодательстве есть масса кнутов и гаек, и они не работают. Следовательно, пора создавать стимулы, «пряники». Как раз сегодня, когда безработица в РФ находится на очень низком уровне, а чистый приток трудовых мигрантов уменьшается, есть возможность решить проблему массовой нелегальной трудовой миграции за короткий срок (3-5 лет).
В качестве меры, способной дать быстрый эффект, можно ввести "региональный патент", который даст право работать и у физических, и у юридических лиц в данном регионе. Выдавать и продлевать без ограничений всем, кто платит в бюджет региона ежемесячный вмененный налог, размер которого устанавливает регион. Сегодня нелегалы платят аналогичные деньги в карманы чиновников и полицейских. Если эксперимент пройдет успешно, такие "региональные патенты" заменят и разрешения на работу, и обычные патенты. Начинать эксперимент следует в регионах, в которых наблюдается низкий уровень безработицы и одновременно устойчивая депопуляция.
2. Выдача видов на жительство должна носить конкурсный характер (за исключением соотечественников). При этом основным критерием должна быть сумма уплаченных налогов в российский бюджет за весь период пребывания и деятельности в России.
Следует иметь в виду, что миграционная ситуация в России кардинально отличается от европейской тем, что тут большинство потенциальных постоянных жителей России из числа иностранных граждан уже находятся в стране. Поэтому задача законодательства при предоставлении вида на жительство должна заключаться в поощрении легальной деятельности в России.
3. Существует также проблема (не обозначенная в Программе), связанная с низким уровнем квалификации уровень значительной части трудовых мигрантов.
Здесь надо заметить, что в стране вообще существует проблема недостатка квалифицированных кадров. Решение проблемы можно взять из опыта некоторых развитых стран. Например, субсидировать 50% затрат предпринимателей на образование и повышение квалификации сотрудников, но не более установленной фиксированной суммы. Это должно касаться как граждан страны, так и международных мигрантов. При этом с мигрантами должны заключаться договора, делающие вложения работодателей в работников взаимно выгодными.
4. Для того чтобы антимигрантские настроения перестали быть массовым явлением, необходимо:
1) участие населения в принятии решений в области миграции в своих регионах и муниципалитетах;
2) изменение бюджетно-налоговой системы таким образом, чтобы налоги от труда мигрантов шли в местные и региональные бюджеты, улучшая качество жизни в местах их работы и проживания.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments